Низкая температура, которая воцаряется в нашей климатической полосе на 4-6 месяцев, неприятна и вредна не только для человека. Основной «помощник» миллионов людей – автомобиль – подвергается существенному негативному воздействию от морозов и частых зимних осадков. По этой причине большинство автовладельцев, желая уберечь машину и продлить срок ее службы, на зиму стараются не пользоваться ей, и оставляют в гараже.
Однако конструкция гаража очень часто является достаточно хрупкой, и защищает, разве что, от осадков и проникновения посторонних лиц (да и то не очень эффективно). Температура внутри ненамного выше – следовательно, гараж лишь создает иллюзию защиты автомобиля от мороза. По этой причине дополнительное утепление гаража является задачей актуальной и востребованной – если, конечно, Вам необходимо качественно и надежно работающее авто.
Температура внутри гаража не должна существенно отличаться от температуры снаружи
В отличие от утепления жилых домов и бань, нам вовсе не требуется добиваться высокой температуры внутри гаража. По мнению многих специалистов и по многолетнему опыту, оптимальные условия для хранения автомобиля следующие:
Первый пункт обусловлен тем, что при резком перепаде температуры (если вы выезжаете из утепленного гаража на двадцатиградусный мороз) поверхность автомобиля моментально покроется влагой. И какой бы ни был надежный корпус – со временем (причем достаточно быстро) она найдет слабину в антикоррозийном покрытии, и металл начнет ржаветь.
Особенно в этом плане недолговечна продукция российского автопрома – буквально через несколько лет корпус потребует серьезного ремонта. По этой причине слишком усердствовать в утеплении гаража, добиваясь комнатной температуры – не рекомендуется, если только вы не собираетесь оставлять в нем машину на всю зиму, и не выезжать на ней до потепления.
Что касается второго пункта: снег и лед, налипающие на автомобиль во время езды, в гараже, естественно, растают, образуя влагу на поверхности его корпуса. Постоянный приток свежего воздуха позволит справиться с появившимися каплями, а вот его отсутствие – естественно, наоборот, будет способствовать тому, что влага будет дольше испаряться.
Чтобы добиться положительного эффекта и обеспечить нужный микроклимат внутри гаража, необходимо уделить внимание утеплению всех поверхностей
Вопрос этот, скорее, риторический. Ведь любой человек желает, чтобы его автомобиль прослужил ему как можно дольше – следовательно, теплоизоляция гаража – процедура обязательная.
Обычно конструкция гаража легко пропускает холод. Даже при использовании шлакоблока или кирпича толщина стен получается недостаточной, чтобы обеспечить комфортные условия для хранения автомобиля, а постоянно использовать обогреватели – слишком накладно и неэффективно. По этой причине утепление гаража является единственно верным способом решить проблему.
Обычно толщина гаражной стены имеет следующие показатели:
Чтобы добиться положительного эффекта и обеспечить нужный микроклимат внутри гаража, необходимо уделить внимание утеплению всех поверхностей, кроме пола. Причем не следует забывать и про ворота – ведь не только стены и потолок проводят холод.
Как и при утеплении жилых помещений, нанесение теплоизоляционных материалов может выполняться как снаружи, так и изнутри. Однако следует учитывать, что внутренняя отделка поверхности дополнительно снизит и без того небольшую площадь гаража – так что в этом случае необходимо выбирать материал, который не требует применения слоя большой толщины (к примеру – пенополиуретан).
Экономить на выборе теплоизолятора для наружного утепления не следует
Обычно при утеплении гаража ответ на подобный вопрос целиком и полностью зависит от размеров конструкции, ее расположения, а также от пожеланий владельца. Основными факторами при принятии решения являются:
Вдобавок следует учитывать, что частые осадки и перепады температур негативно сказываются на большинстве дешевых материалов – не удивляйтесь, если буквально за одну зиму утепляющая конструкция с применением минеральной ваты или пенопласта придет в негодность. Так что экономить на выборе теплоизолятора для наружного утепления не следует – лучше заплатить немного больше, и выполнить нанесение пенополиуретана, чем сохранить часть денег, но при этом через год (в лучшем случае – через несколько лет) переделывать работу.
Один из вариантов внутреннего утепления потолка гаража
Работы по утеплению гаража немногим отличаются от утепления домов, бань, или офисов. Суть та же: создается специальная конструкция, состоящая из нескольких слоев (каждый из которых выполняет свою функцию). Закрепленная на поверхности, она служит препятствием для потери тепла, и создает внутри необходимый микроклимат.
Вкратце опишем, как именно будет выглядеть подобная конструкция.
По желанию можно выполнить еще и чистовую отделку, однако ею нередко пренебрегают – на теплоизоляционные качества это никак не повлияет, а создавать эстетическую красоту в гараже – не слишком важно.
При проведении внутреннего утепления потолка снаружи можно ограничиться одной гидроизоляцией
Наружное утепление требует более серьезного отношения – поскольку поверхность будет подвергаться частому воздействию осадков.
В этом списке самым главным является не утепляющий материал, а именно гидроизолятор – его слой будет препятствовать попаданию внутрь влаги, которая будет портить теплоизоляционный слой и создавать сырость внутри помещения. При проведении внутреннего утепления потолка снаружи можно ограничиться одной гидроизоляцией (особенно если крыша – кирпичная или бетонная).
Суть и порядок выполнения работ такой же, как и при утеплении потолка. Единственная разница заключается в выборе материала при внутреннем утеплении: если для потолка можно использовать толстый слой, не особо беспокоясь о его опускании на 20-30 сантиметров, то для стен лучше всего применять пенополиуретан – он позволит провести качественное утепление, и при этом не потерять большое количество площади.
Выполнить наружное утепление ворот более проблематично, чем внутреннее. Поэтому, естественно, чаще всего их утепляют именно изнутри.
Наиболее уязвимым участком, чаще всего служащим источником холода в гараже, являются именно ворота. Обычно они выполняются из листового железа, имеющего небольшую толщину (примерно 5 миллиметров), которое, естественно, не может служить эффективной преградой для холода. Подробнее об утеплении гаражных ворот можно прочесть в этой статье - /kak-uteplit-vorota-v-garazhe/
Выполнить наружное утепление ворот более проблематично, чем внутреннее. Поэтому, естественно, чаще всего их утепляют именно изнутри. Особых отличий от утепления потолка или стен сам процесс не имеет, единственный важный нюанс – не рекомендуется применять для утепления минеральную вату. Поскольку вы часто будете браться за ворота руками – конструкция может быстрее прийти в негодность, и вата будет высыпаться, что не очень-то полезно для здоровья. Эконом-вариантом для утепления гаражных ворот являются пенопластовые плиты, а более эффективным – пенополиуретан.
Чтобы избежать быстрого охлаждения гаража при открытии ворот, актуально использовать еще один способ утепления. Он заключается в установке завесы, которая будет задерживать теплый воздух внутри. Обычно для этого применяется полиэтиленовая пленка, порезанная на равные полосы небольшой ширины (оптимально – от 15 до 30 сантиметров каждая). Полосы крепятся к деревянной рейке с помощью степлера, причем их необходимо крепить с небольшим нахлестом – примерно на 1-2 сантиметра.
Для устранения сквозняка внутри гаража актуально применять уплотнители из резины.
Если под гаражом нет погреба и смотровой ямы – можно добиться усиления эффекта, утеплив пол.
Если под гаражом нет погреба и смотровой ямы – можно добиться усиления эффекта, утеплив пол. Самый простой и доступный способ предотвратить охлаждение помещения из-за промерзлого и слишком влажного грунта – это углубить пол (примерно на 20-30 сантиметров), и несколькими слоями уложить плотные сыпучие материалы. Примерный ход работ по утеплению пола гаража можно описать следующим образом:
Как упоминалось выше, налаженная вентиляционная система не менее важна, чем сама утепляющая конструкция. Она позволяет испарять излишки влаги из помещения и с поверхности автомобиля, а также отводить вредные испарения и угарный газ.
Не стоит пренебрегать необходимостью прокладки грамотной вентиляции при утеплении гаража.
Обычно вентиляционная система для гаража реализуется очень просто: в стене (в 2-3 местах) проделываются небольшие отверстия, забранные частой решеткой (чтобы не набивался снег). Их площадь обычно небольшая, и рассчитывается по одной из следующих формул:
Кроме отверстия (отверстий) в стене, делается выводящая труба на крыше – через нее будет уходить воздух.
Механическая вентиляция реализуется с помощью применения вентиляторов. Для входных отверстий (в стене) используется приточка, для выходного (в потолке) – вытяжка.
Как вариант – вентилятор можно устанавливать только на выводящей трубе – этого будет достаточно, чтобы обеспечить постоянную циркуляцию нужного количества воздуха внутри помещения.
При утеплении любой поверхности именно этот вопрос является наиболее важным и требующим внимания. От того, какой именно материал будет применяться в качестве теплоизолятора, напрямую зависят такие факторы, как:
Рассмотрим, какие именно материалы чаще всего применяются для утепления, и какие из них – наиболее эффективны.
Для утепления гаража применение ваты является далеко не самым лучшим решением
Рулоны и маты минеральной ваты – наверное, наиболее популярный и проверенный десятками лет вариант. Однако в последние годы он уверенно вытесняется более качественными и результативными конкурентами – к примеру, пенополиуретаном. Для утепления гаража применение ваты является далеко не самым лучшим решением: она охотно собирает влагу (создавая сырость внутри помещения), слеживается и берется комками, может сыпаться, если нарушена целостность конструкции. Применять ее можно разве что для внутреннего утепления, да и то лишь в том случае, если площадь гаража это позволяет. Укладывать вату необходимо толстым слоем (в несколько десятков сантиметров), иначе утепляющий эффект будет недостаточным.
Для утепления гаража – вариант более эффективный, чем использование ваты. Ценится за дешевизну и простоту в монтаже – выполнить работы можно самостоятельно, даже не имея навыков и знаний. Из существенных минусов его применения следует выделить, в первую очередь, необходимость в выравнивании поверхности – пенопластовая плита попросту не ляжет на неровности конструкции.
Представитель современного поколения утеплителей. По сути – пенопласт в жидком виде, который наносится на поверхность и застывает. Кроме простоты и высокой скорости нанесения, он еще и дешевле обычного пенопласта. Несмотря на то, что он не требует выравнивания поверхности, его все равно не слишком актуально применять для утепления гаража – для высокой эффективности необходимо наносить слишком толстый слой, уменьшая площадь.
Благодаря своей влагоустойчивости – применение пенополиуретана позволяет обойтись без гидро- и пароизоляции.
Среди перечисленных конкурентов – явный лидер, причем практически по всем параметрам. Представляя собой быстротвердеющую пеню, легко и просто наносится на любую поверхность. Его применение не требует тщательной зачистки и выравнивания стен или потолка, нанесения крепежей и каркаса. А благодаря своей влагоустойчивости – применение пенополиуретана Экотермикс позволяет обойтись без гидро- и пароизоляции.
ППУ одинаково актуален как для наружного, так и для внутреннего утепления гаражей – даже тонкий слой материала способен существенно улучшить микроклимат внутри помещения. Не зря его активно применяют в качестве утеплителя в Европе и Америке – по свойствам он на порядок превосходит остальные материалы.